head-bg-picture

Изучить, чтобы спасти: специалисты РГО исследуют исторический объект на Сахалине

Маяк на мысе Слепиковского. Фото: Википедия

Маяк на мысе Слепиковского. Фото: Википедия

Изучить, чтобы спасти: специалисты РГО исследуют исторический объект на Сахалине Изучить, чтобы спасти: специалисты РГО исследуют исторический объект на Сахалине

Исследователи РГО продолжат изучение истории и технического состояния памятников военно-инженерного искусства. На мысе Гротто-Слепиковского на Сахалине начался очередной сезон совместного историко-культурного проекта РГО и Центра современной истории (ЦСИ) "Маяки России".

Каждый с надеждой ищет луч света в бушующей темноте. На протяжении многих веков маяки были путеводной звездой для мореплавателей, предупреждая их об опасном рифе или прибрежной отмели. С легендами и без они влекут не только заблудших в океане. Множество кинофильмов и книг рассказывают о таинственных встречах с привидениями или чудовищных драмах, разыгравшихся на маяках.

В реальной жизни всё не так романтично. Маяки — это прежде всего технические сооружения, практически на всех из которых уже установлено современное оборудование. Хотя в основе их работы лежат одни и те же принципы, каждый маяк уникален. Некоторые маячные башни построены относительно недавно, другие служат уже не один век, давно став памятниками военно-инженерного искусства и местными достопримечательностями.

Мыс Слепиковского. Фото: Википедия

Мыс Слепиковского. Фото: Википедия

Изучить историю и техническое состояние маяков, оценить их туристический потенциал — основные задачи совместного историко-культурного проекта РГО и ЦСИ "Маяки России".

27 июля участники экспедиции отправились на юго-западное побережье острова Сахалин, где на мысе Гротто-Слепиковского находится одноимённый маяк. Имя ему дал мыс, на котором он расположен. Мыс же назван в честь штабс-капитана Бронислава Гротто-Слепиковского, командира партизанского отряда, действовавшего на Южном Сахалине во время Русско-японской войны. Бронислав Гротто-Слепиковский погиб в бою с вражеским десантом в 1905 году.

Маяк, предназначенный для обеспечения мореплавания вдоль западного побережья Сахалина на подходах к портам Холмск и Чехов, был построен японцами. После вхождения Южного Сахалина в состав Советского Союза, он был передан в ведение Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

— С исторической точки зрения Слепиковский маяк интересный и загадочный, — отмечает руководитель экспедиции, директор ЦСИ Иван Анохин. — О нём практически не сохранилось каких-либо достоверных источников. Неизвестна даже точная дата строительства. По одной версии, он построен в 1910 году, по другой — в 1943 году. Гидрографическая служба ВМФ в связи с тем, что архивные документы не сохранись, в 50-е годы оформила новые, фактически начав биографию маяка заново, с нуля. Что происходило на нём до этого времени, достоверно не известно. Будем надеяться, что экспедиция откроет новые стороны его истории.

Участники экспедиции сделают фотофиксацию маяка и его дефектов, при помощи лазерного сканирования проведут обмеры и создадут 3D-модель, на её основании сделают чертежи, по которым можно будет проектировать реставрационные или восстановительные работы.

Маяк Слепиковского после шторма в октябре 2015 года. Фото: Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия

Маяк Слепиковского после шторма в октябре 2015 года. Фото: Акт государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия "Маяк Слепиковского".

После землетрясения 2007 года рельеф морского дна в этом районе изменился.

— Море размывает берег и почти вплотную подступило к маяку, что может привести к его обрушению, — добавляет Иван Анохин. — Мы также планируем провести предварительное геологическое обследование местности с целью оценки процесса деградации береговой линии и, соответственно, рисков для маяка. Постараемся дать рекомендации по его спасению от подмывания морем.

Специалистам будут помогать добровольцы, прошедшие конкурсный отбор РГО. Они проведут срочные работы по мелкому неотложному ремонту и консервации объекта, а также очистят от мусора территорию маячного городка и прилегающих пляжей.

В 2023 году также планируется провести исследовательские работы на деревянном маяке на мысе Святой Нос в Мурманской области, на маяках на острове Большой Тютерс в Ленинградской области, в Анапе и Дербенте.

Проект "Маяки России" реализуется с 2016 года по инициативе команды северо-западной комплексной экспедиции РГО "Гогланд". Команда проекта участвовала в восстановлении маяков Родшер, Южный Гогландский, Толбухин и благоустройстве маячных городков на островах Гогланд и Большой Тютерс, подготовке обоснования для приведения в порядок других маячных объектов акватории. Совместно с инженерной компанией "Фертоинг" она также занимается паспортизацией и формированием базы фотограмметрических изображений исторических маяков Российской Федерации для составления большого, общедоступного интернет-каталога этих уникальных объектов культурного наследия нашей страны.

С 2020 года к проекту подключился Центр современной истории, специалисты которого собирают информацию об истории маяков, проводят техническое обследование, фотограмметрические работы и лазерное сканирование для создания их детальных трёхмерных моделей.

В сезоне 2022 года участники экспедиции обследовали маяки Кашкаранцы (на севере), Таран (на западе), Петропавловский (на востоке) и Сочинский (на юге).

 

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Экспедиции
Показать еще Загрузка