На Алтае, в долине реки Аргут, спасена жизнь как минимум одного ирбиса. Сотрудники национального парка Сайлюгемский обнаружили браконьерскую ловушку, которая не оставляла диким кошкам шанса на спасение. Об этом рассказал научный сотрудник нацпарка Алексей Кужлеков.
На барсиной тропе был обнаружен капкан: петля, прикреплённая к бревну, зафиксированному камнем. Трос из нержавеющей стали был установлен над узкой тропой, по которой регулярно ходят снежные барсы. По сути, пройти по дороге животные могли только через петлю.
"Мы снимаем сотни петель на кабаргу и мелкого зверя, но серьёзность этой конструкции не оставляет сомнений: на данной тропе ждали крупную добычу, – сообщил Алексей Кужлеков. – Ранее в этих местах хозяйничали браконьеры, отлавливали ирбисов: добывали шкуры и дериваты для продажи на нелегальном рынке. Обойти ловушку животное не смогло бы – тропа около 50 сантиметров. Если бы снежный барс оказался в петле, то он бы погиб с вероятностью 100%: с таким бревном на шее он просто обречён на гибель".
Учёный разобрал браконьерскую конструкцию и установил на этом месте фотоловушку. Буквально через неделю камера регистрации зафиксировала здесь снежного барса. Как видно по кадрам, он прошёл по тропе именно так, как и ожидали браконьеры. Однако теперь это бревно не представляет опасности для животных. Более того, исследователям удалось определить, кого именно спас Алексей Кужлеков.
"На кадрах самец снежного барса по кличке Юнчи – определили по характерным пятнам на шкуре, – рассказал научный сотрудник Сайлюгемского национального парка Денис Гуляев. – За его судьбой мы следим более трёх лет. В последний раз он отметился рядом с другим знаменитым бревном, бывшим браконьерским потаском, с которого также были сняты петли. Теперь это ритуальное барсиное место: они оставляют на нем задиры и другие метки – никогда не проходят мимо. Юнчи – доминантный самец на данном участке. Предполагаем, что несколько потомств самки Юты, – его лап дело".
Напомним, что в подобной браконьерской петле в 2013 году погибла самка снежного барса по кличке Вита и два её котёнка. В том же году пропал ирбис Крюк. О его судьбе до сих пор ничего не известно.
Сотрудники национального парка и дальше продолжат проводить антибраконьерские рейды и снимать проволочные петли во время экспедиций.
Снежный барс, или ирбис, – единственный вид рода ирбисов и единственный крупный представитель семейства кошачьих, обитающий в высокогорьях Центральной Азии. Ареал ирбиса лежит в верхнем и среднем поясе гор Средней, Центральной Азии (Гималаи) и Южной Сибири. В этот ареал входят территории России, Афганистана, Бирмы, Бутана, Индии, Казахстана, Китая, Киргизии, Монголии, Непала, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана. Вид находится под угрозой исчезновения. По разным подсчётам, в дикой природе обитает около 7 тысяч ирбисов, при этом на территории России – всего 150–200 особей. В Красной книге Российской Федерации ирбис относится к I категории. Этот хищник также занесён в Красную книгу Международного союза охраны природы и в Приложение I Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES). В 2011 году был создан государственный природный заказник федерального значения "Позарым", на территории которого осуществляется реинтродукция молодых ирбисов.
В 2010 году РГО поддержало грантовый проект "По следам снежного барса". Его цель – изучение состояния популяции снежного барса, её численности и половозрастной структуры, а также ключевых мест обитания. Эти данные помогут решить задачу оптимизации территориальной охраны этого вида, а также экосистем Южной Сибири в целом. В 2012 году проект "По следам снежного барса" перерос в полномасштабный проект "Дикие кошки Южной Сибири" по изучению и сохранению редких видов кошек юга Сибири – снежного барса, манула и рыси.