Один из самых актуальных трендов в туризме — креативная составляющая: эффективный туристический продукт обязательно будет включать интерактивные элементы, мастер-классы и взаимодействия с местными сообществами. Люди едут к людям, тем самым совершается переход от отношений в форме B2C («продавец — покупатель») к H2H («человек — человек»). О том, как креативный туризм влияет на развитие территорий, рассказали на V международном муниципальном форуме БРИКС+.
Значимым фактором конкурентоспособности для территорий сегодня становятся не только материальные и социальные ресурсы, но и креативный капитал — способность города рождать новые творческие решения и притягивать к себе креативную индустрию. О практике Русского географического общества в рамках сессии «Креативный капитал городов: лучшие механизмы и практики приумножения» рассказала директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Наталия Белякова:
Туризм сегодня способен стать самостоятельным драйвером, запускающим новый жизненный цикл территории. Как это работает на практике, мы показали на примере поселка Хатанга Красноярского края, на территории полуострова Таймыр. В 1970-е годы здесь развернулась деятельность Хатангского объединенного авиаотряда: местный аэропорт был единственным на Восточном Таймыре, благодаря чему успешно развивалась деятельность авиационных предприятий Заполярья, также велись активные промышленные разработки. Однако в постсоветском пространстве деятельность была остановлена и все пришло в упадок. Сейчас новый жизненный цикл этой территории запускается благодаря туризму. Мощная этнографическая составляющая, богатая природа Таймыра, сохранившая свою неизведанную привлекательность, а также уникальные объекты, как, например, Музей мамонта в настоящем леднике, превращают Хатангу в центр туристической перезагрузки. Благодаря активной деятельности РГО здесь создается инфраструктура, возрождаются старые музеи, появляются новые точки притяжения, а сам поселок превращается в точку старта путешествий на Северный полюс.
Спикеры и докладчики специальной сессии. Фото предоставлено пресс-службой форума
Еще одним успешным примером драйвера территории можно назвать Калининградскую область: оказавшись в экономически сложном положении, регион сделал ставку на несколько креативных индустрий, в том числе и на туризм. Здесь благодаря РГО новой точкой притяжения становится Балтийская крепость, которая за несколько лет из закрытого объекта превратилась в увлекательную историческую локацию. Туристический поток сюда растет в геометрической прогрессии: только в этом году крепость посетили более 23 тыс. человек, что, несомненно, отразилось на развитии региона, оказавшегося в сложной экономической ситуации.
По территории крепости под руководством экспертов РГО созданы туристические маршруты, записаны аудиогиды, а выставочное пространство пополнилось новыми музейными объектами, найденными в ходе экспедиции. Таким образом, из обычного, казалось бы, города Балтийска вырастает новая яркая точка на туристической карте России.