Русское географическое общество ищет медиаволонтёра в экспедицию на парусных яхтах по Арктике. В задачи волонтёра войдёт написание репортажей и фотосъёмка. Travel-журналистом в арктической экспедиции может стать каждый, главное — талант, любовь к путешествиям и отсутствие морской болезни. Также приветствуется опыт яхтинга.
Заявки от желающих принять участие в экспедиции в качестве медиаволонтёра принимаются на почту pressrgo.ru. В теме письма следует указать: "Медиаволонтёр в экспедицию на яхтах в Арктику". Расскажите о себе и укажите, почему именно вы должны отправиться в экспедицию. Помните, что до места старта экспедиции вам нужно будет добраться самостоятельно, за свой счет. Питание в ходе экспедиции обеспечат организаторы.
Заявки принимаем до 23 июля включительно. Результат огласим 24 июля. Желаем удачи!
Экспедиция состоится с 1 августа по 15 сентября 2020 года. Яхты "Жемчужина" и "Сибирь" пройдут от Архангельска до Салехарда и далее через Ханты-Мансийск в Омск. Яхты будут двигаться вдоль арктического побережья Архангельской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов с почётной миссией возложения венков в местах гибели кораблей в Белом, Баренцевом и Печорском морях в годы Великой Отечественной войны. Медиаволонтёр будет идти на яхте "Жемчужина" на отрезке пути от Архангельска до Салехарда.
Крейсерский швертбот "Жемчужина"
Спущен на воду в 2013 году.
Тип судна — бермудский шлюп.
Максимальная длина — 12 метров.
Максимальная ширина — 3,7 метра.
Вес — около 4 тонн.
Осадка — от 0,6 до 2 метров.
Парусное вооружение — тендер.
Площадь основных парусов (грот, стаксель и кливер) — около 60 кв. метров.
Дополнительный парус (спинакер) — 98 кв. метров.
Стационарный двигатель — Sole Diesel-28.
Максимальное количество людей на борту — 12 человек.
Яхта "Сибирь"
Год постройки — 1997, реконструкция в 2000 г.
Тип судна — швертбот с балластным килем.
Максимальная длина — 12,5 метров.
Максимальная ширина — 3,3 метра.
Высота от ватерлинии — 14 м.
Парусное вооружение — бермудский кэч.
Площадь парусности — 70 кв. метров.
Полное водоизмещение — 8 тонн.
Осадка — 1/2,1 м (корпусом-швертом).
Стационарный двигатель — B-30 (Beta Marine Ltd.).
Экипаж — 8 человек.

Маршрут экспедиции
Выход экспедиции в море из Архангельска предполагается 1–2 августа. Это памятная дата — 2 августа 1941 года народный комиссар Военно-морского флота СССР Николай Кузнецов подписал приказ о формировании Беломорской военной флотилии с главной базой в Архангельске.
Одна из остановок экспедиции будет сделана на острове Белый в Карском море, где находится братская могила военнослужащих арктического конвоя БД-5, погибшего в 1944 году. История конвоя БД-5 — самая трагическая страница внутренних арктических конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. Конвой, состоявший из четырёх судов — транспортного корабля "Марина Раскова" и трёх тральщиков Т-114, Т-118 и Т-118, вышел 8 августа 1944 года из Молотовска (ныне Северодвинск) на Диксон. На борту "Марины Расковой" находились 417 человек: экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, в том числе женщины и дети. Был потоплен 12–13 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый в Карском море немецкой подводной лодкой U-365. Спасший часть экипажей и пассажиров тральщик Т-116 вернулся на базу. Трагедия унесла 378 жизней советских военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли дети и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна.
3 сентября — в день 75-летия окончания Второй мировой войны — предполагается приход экспедиции в Салехард ко Дню воинской славы, а также участие экипажей в праздничных мероприятиях ЯНАО.
Организуют экспедицию Российский центр освоения Арктики (г. Салехард) и ассоциация "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области". Начало сотрудничеству между двумя организациями положено на Ямальском нефтегазовом форуме в Новом Уренгое в 2019 году. Теперь они совместно будут проводить научные, экологические и географические экспедиции, семинары, конференции, поддерживать арктические проекты по развитию внутреннего и въездного туризма. Партнёрами проекта являются Русское географическое общество и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.
"Главная задача, которую ставит экспедиция, — привлечь внимание к событиям Великой Отечественной войны в Арктике, — рассказал директор по развитию ассоциации "Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области" Глеб Плетнев. — Уже с сентября 1941 года бассейн Западной Арктики был прикрыт нашим флотом. Фашисты посылали свои подводные лодки, чтобы разрушать инфраструктуру Севморпути и топить внутренние конвои. Наши суда препятствовали этому, насколько могли. И конечно, с нашей стороны были потери. В Белом, Баренцевом и Печорском морях на местах гибели советских кораблей мы спустим на воду венки в память о погибших защитниках Севера".
Вот имена кораблей, чью память в море почтит экспедиция:
Пограничный сторожевой корабль СКР-27 "Жемчуг", потопленный 11 августа 1941 года германской подводной лодкой U-451 при несении боевого дозора в горле Белого моря. Весь экипаж — 61 человек — погиб.
Пограничный сторожевой корабль СКР-11. Погиб в октябре 1941 года предположительно от подрыва на мине в районе Терско-Орловского маяка. Экипаж — 42 человека — погиб.
Тральщик Т-889. Торпедирован и потоплен в ноябре 1941 года германской подводной лодкой U-752 у островов Острые Лудки. Весь экипаж — 43 человека — погиб.
Тральщик Т-911. Совместно с тральщиком Т-901 эскортировал транспорт "Рошаль" от острова Колгуев в губу Белушья на Новой Земле. 30 июля 1943 года торпеда фашистской подлодки U-703 попала в кормовую часть тральщика. Из 42 человек его экипажа погибли 28.
Тральщик Т-904. Погиб 25 июля 1943 года от подрыва на мине в Печорской губе. Экипаж — 43 человека — погиб.
Сторожевой катер СКА-510. Потоплен 28 сентября 1943 года. В проливе Югорский Шар сел на мель и затонул.
Среди задач экспедиции, такие как представление промышленного потенциала и развитие социальных связей северных регионов, продвижение созданной инфраструктуры, активизация взаимодействия власти и бизнеса в экологических проектах. В рамках экспедиции будет идти съёмка документального фильма. Планируется, что его покажут на форуме "Арктика — территория диалога" в Санкт-Петербурге в 2021 году.
"Данный маршрут в перспективе рассматривается нами и как туристический, как популяризация арктического мореплавания на парусных судах для создания межрегионального экспедиционного маршрута вдоль побережья Ледовитого океана по объектам историко-культурного наследия российских северных районов, Ямала и Западной Сибири. И мы, строя поморское деревянное судно, хотели бы в дальнейшем использовать это направление для продвижения маломерных парусных судов", — отметил Глеб Плетнев.