Завершился финальный сезон историко-культурного проекта «Маяки России», который РГО проводило совместно с Минобороны России и Центром современной истории. В этом году специалисты обследовали маяки Дербентский, Анапский, маяк на острове Большой Тютерс и выполнили их лазерное сканирование, что позволит в дальнейшем создать 3D-модели объектов, а также виртуальные экскурсии по маячным городкам. Это поможет любому желающему увидеть исторические сооружения из любой точки мира, где есть интернет.
— С 2020 года «Маяки России» проходит в партнерстве с Центром современной истории. В ходе трех сезонов РГО ЦСИ, Главное командование ВМФ, Управление навигации и океанографии Минобороны России, Гидрографическая служба ВМФ обследовали, изучили и описали более 20 маяков на материковом побережье, на островах Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Черного и Каспийского морей, — рассказывает руководитель экспедиции «Маяки России» и директор Центра современной истории Иван Анохин. — Специалисты провели обследование технического состояния исторических маяков, фотограмметрическую съемку, лазерное сканирование и создали 3D-модели навигационных сооружений. Эксперты подготовили пакет технической документации для того, чтобы инициировать реставрацию деревянного маяка на мысе Святой Нос как объекта культурного наследия. Материалы о маяках и маячном деле можно найти на сайте «Маяки России».
Одна из главных задач экспедиции этого года — зафиксировать текущее состояние маяков. В ходе сезона 2024 была собрана полная информация о маяках Дербентский, Анапский, маяке на острове Большой Тютерс: их технические характеристики, состояние, размеры. Это позволит сохранить данные об объектах в цифровом виде на поколения вперед.
— Сейчас можно сделать такие выводы: Дербентский, Анапский маяки находятся в хорошем состоянии, им ничего не угрожает, — рассказывает Иван Анохин. — Маяк на острове Большой Тютерс находится в удовлетворительном состоянии, его можно охарактеризовать как ограниченно работоспособное. Следующая стадия — техническая экспертиза, скорее всего, скоро состояние маяка перейдет в аварийное из-за вертикальных трещин, которые проходят через всю маячную башню. Итогом экспедиции станет комплект материалов по каждому маяку: технические документы — акты состояния и материалы лазерного сканирования, по которым возможно вычертить любые схемы, а также архивные документы и фотографии, в том числе панорамные, для создания виртуальных экскурсий.
В эксплуатации Минобороны России находится более 200 действующих маячных объектов, они представляют большую культурно-историческую ценность и вызывают интерес у россиян и иностранцев. Однако их официальное посещение туристами невозможно. Это связано с тем, что сооружения имеют статус объектов на территории воинских частей. Россия — единственная из развитых стран, в которой не разрешен доступ на маяки в целях их туристического осмотра. Состояние части исторических навигационных объектов варьируется от неудовлетворительного до аварийного. По данным экспертов, ориентировочная стоимость приведения маяков в безопасное техническое состояние в тысячи раз превышает сумму, которая ежегодно отпускается на их содержание. На данный момент только РГО ведет планомерную работу по мониторингу исторических маяков и маячных городков, их цифровизации. Государственная субсидия на реставрацию исторических объектов отсутствует.
Маяк на мысе Тарханкут. Фото: Михаил Левинский
— Важно раскрыть туристический и образовательный потенциал объектов культурного наследия — маяков России, — отметила директор Департамента экспедиционной деятельности и туризма Наталия Белякова. — Это создание измеримых критериев ОКН, формирование единого реестра объектов, закрепление его на международном уровне. Одна из ключевых задач — создание правовых форм и единого оператора для использования исторических объектов с целью их вовлечения в туристических оборот, а также формирования условий для того, чтобы появились внебюджетные источники финансирования для ремонтно-восстановительных работ. Хорошим примером может служить проект «Остров фортов», а также Музей Мирового океана в Калининграде. Число таких примеров растет, появляются новые идеи и направления. Не так давно по поручению Президента Российской Федерации в собственность Сахалинской области был передан уникальный маяк Анива, имеющий большую туристическую привлекательность. Важно рассказать об этих объектах, имеющих мировое значение, современникам и передать знания будущим поколениям.
Летом 2021 года специалисты РГО в рамках проекта «Маяки России» исследовали деревянный маяк на острове Белый. Были составлены чертежи, сделано ряд фотографий с разных ракаурсов. Это памятник истории, который был построен полярниками в 1932 году. Исследователи отметили плохое техническое состояние маяка, что может привести к его разрушению. Поскольку объект является частью историко-культурного наследия, инициативная группа решила его восстановить. Для этого использовались фото- и видеоматериалы из экспедиции РГО «Маяки России». В 2024 году по инициативе правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, некоммерческого партнерства «Российский центр освоения Арктики» стартовал проект по восстановлению маяка на острове Белый. Уже сейчас выбраны поставщики материалов и подрядчики, определены сроки строительства маяка на Большой земле. В 2025 году запланирована доставка конструкций на остров и сборка маяка на месте.
Мария Булдакова