13 июля в самой северной точке европейской части России на берегу Северного Ледовитого океана прозвучала музыка Чайковского под руководством знаменитого альтиста и дирижёра Юрия Башмета. Камерный ансамбль "Солисты Москвы" исполнил серенаду для струнного оркестра в четырёх частях. Это событие стало первым из серии концертов, запланированных в самых красивых местах России.
Мыс Кекурский полуострова Рыбачий, что в Мурманской области, расположен буквально на краю земли. Острые лезвия чёрных слоистых скал глубоко врезаются в толщу ледяной воды, до ближайшего берега — сотни километров. Здесь, в декорациях хрупкой северной природы, на вершине одного из утёсов разместилась группа из 20 "Солистов Москвы". Во главе — художественный руководитель ансамбля Юрий Башмет.
На побережье артисты прибыли на десантном корабле Кольской флотилии разнородных сил Северного флота из Североморска — дорога заняла чуть более восьми часов. Подготовиться нужно было быстро — погода в этих местах довольно капризная. Плюс 15 градусов здесь ощущаются раза в два ниже — играть в таких условиях довольно тяжело.
— Идею соединить самые красивые места России и музыку, благодаря которой Россию буквально с первой ноты узнают во всём мире, я вынашивал давно, — поделился маэстро Юрий Башмет. — Оказалось, что в нашей огромной стране захватывающие дух пейзажи часто находятся в труднодоступных местах. Добраться туда непросто даже одному, а уж вывезти целый коллектив артистов, выкроив для этого время в сверхплотном графике "Солистов Москвы", — задача "под звёздочкой". Благодаря РГО и силам Северного флота мы успешно провели первую съёмку на мысе Кекурский. За Кольским полуостровом последуют записи концертов в других, не менее живописных локациях. Всех карт раскрывать не буду — сам жду продолжения с нетерпением. Работал на этом музыкальном пленэре с огромным вдохновением. Обычно музыкантов заряжает энергия аудитории — оказалось, природа справилась не хуже.
В исполнении артистов прозвучала серенада Чайковского для струнного оркестра в до-мажоре, написанная в духе XVIII века. Первая часть цикла, "Пьеса в форме сонатины", стилизована под музыку венских классиков и подражает манере исполнения Моцарта. Следом идёт лёгкий вальс, за ним — элегия, вступление которой напоминает церковное пение. Финальным аккордом выступает вариация на тему русских народных песен.
На берегу океана. Фото предоставлено участниками экспедиции
— Совместно с РГО мы долго продумывали логистику — как доставить на удалённый мыс ансамбль так, чтобы это было неутомительно для артистов, — рассказал заместитель командующего Кольской флотилией разнородных сил по МТО Андрей Величко. — Ведь им предстояло отработать целый день в непредсказуемых мурманских погодных условиях. С погодой повезло, а путь — мы задействовали большой десантный корабль — получился именно таким, как мы планировали.
Композиции были выбраны не случайно: по задумке организаторов проекта, эти произведения по-особенному раскрываются в этой части света, вступая в природный резонанс со скалами и океаном. Переменчивая погода, от густого тумана до яркого солнца, которое в это время года не заходит на горизонт, сыграла на руку исполнителям. Так родилась удивительная синергия географии и музыки.
— Подчас необычные места для путешественников открывают в экспедициях РГО: после того как место осваивают учёные и исследователи, оно имеет высокие шансы стать точкой туристического притяжения, — прокомментировала директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова. — Благодаря партнёрству с ансамблем маэстро Башмета взята новая высота — в том смысле, что высокое искусство, помещённое в уникальную природную среду, совершенно по-новому демонстрирует возможности мест, в которых обязательно хочется побывать.
Съёмки концертов живой музыки в самых красивых местах в России — совместный проект Русского географического общества и камерного ансамбля "Солисты Москвы". В планах — выступления в знаковых природных локациях страны: на Камчатке, Сахалине, в Калининградской области и на Северном Кавказе.
Юлия Гопиус