Добровольческие смены в долгосрочной масштабной экспедиции РГО и Минобороны России "Тайны Янтарного края" будут длиться до конца лета, а если будут желающие — то и в сентябре. Добровольцы под руководством специалистов исследуют фортификационные сооружения и водяной ров, окружающий Балтийскую цитадель, а также продолжат изучение внутренних коммуникаций крепости. Разгадывать тайны старинного оборонительного комплекса поисковикам будут помогать добровольцы, набранные на основе всероссийского конкурса, а также молодёжные отряды из Сибирской спасательно-пожарной академии МЧС России и МИРЭА — Российского технологического университета.
Третий полевой сезон специалисты РГО и добровольцы будут изучать Балтийскую крепость, оборонительное сооружение города Балтийска, который до окончания Второй мировой войны назывался Пиллау и входил в состав Германии. Но первые укрепления крепости возвели ещё шведы, владевшие этой территорией в XVIII веке. В период Семилетней войны в крепости стоял российский гарнизон, который тоже внёс свою лепту в обновление крепостных сооружений.

За работой. Фото: Центр Современной истории/Денис Ульянкин
Нынешний полевой сезон экспедиции будет посвящён проверке данных, полученных из архивных документов, изучению обнаруженных в прошлом году фортификационных сооружений крепости, находящихся за пределами водяного рва, а также обследованию самого рва, участок которого планируется привести в состояние, пригодное для водолазных исследований.
— На сегодняшний день именно воды во рве всего 1,5–2 м. Между тем, согласно архивным документам, глубина рва составляет почти 6 м, — делится руководитель экспедиции "Тайны Янтарного края" Андрей Иванов. — Оставшиеся 4 м составляют жижа и ил разной консистенции. И, честно говоря, это радует наших специалистов — обнаруженные в иле предметы, как правило, сохраняют свои первоначальные характеристики. В прошлом сезоне в таком иле мы нашли немецкий электрокар AEG 40-х годов. Обычно такая техника работала в закрытых помещениях с идеальным бетонным покрытием. Следовательно, мы можем сделать предположение о существовании длинных подземных галерей снабжения, по которым на электрокаре перевозили какие-то грузы.
Строительство цитадели началось в 1626 году. По некоторым версиям, изначально ров вокруг неё был сухим, а водой его наполнили уже намного позднее. Так это было или иначе, что собой представлял ров и как менялся в ходе истории крепости — на эти и множество других вопросов постараются ответить участники экспедиции.

Балтийск хранит еще немало тайн, которые предстоит разгадать участникам экспедиции РГО. Фото: Центр Современной истории/Денис Ульянкин
Также в ходе первого этапа работ планируется продолжить исследование территории и валов форта на предмет наличия подземных коммуникаций. Поисковики проведут детальное изучение при помощи георадара для понимания структуры грунтов. Специалисты и добровольцы обследуют на территории крепости коллекторы для водоотвода и нанесут их на составленную в предыдущие сезоны 3D-карту. В итоге будет представлена полная картина старинной фортеции, которая позволит предположить, где могут находиться какие-то подвальные помещения или сооружения.
— Город Пиллау являл собой сложное фортификационное сооружение, — объясняет Андрей Иванов. — На основании изученных архивных документов и прошлого сезона экспедиции можно утверждать, что объекты военного предназначения, которые находились на его территории, могли быть связаны между собой подземными коммуникациями. Возможно, мы найдём эти коммуникации. В ходе экспедиции мы планируем проводить исследования в самом Балтийске и его окрестностях, а также в других частях Калининградской области и прилегающей акватории Балтийского моря.