head-bg-picture

Человек года Русского географического общества – 2014

Константин Богданов. Фото: Илья Мельников

Константин Богданов. Фото: Илья Мельников

Человек года Русского географического общества – 2014 Человек года Русского географического общества – 2014

Русское географическое общество продолжает приём заявок на соискание Премии РГО 2018 года. А пока мы продолжаем вспоминать лауреатов конкурса прошлых лет.

"Человек года Русского географического общества" – особая номинация Премии 2014 года. Её обладателем стал Константин Богданов, председатель разведывательно-водолазного клуба и руководитель Международной подводно-поисковой экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы", руководитель и организатор экспедиции, посвящённой изучению легендарного линейного корабля "Лефорт".

Экспедицией "Поклон кораблям Великой Победы", которая занимается поиском судов, затонувших в годы Великой Отечественной войны, Константин Богданов руководит с 2005 года. За это время её участникам удалось обнаружить 12 подводных лодок. Но на этом работа команды не заканчивается: после обнаружения затонувшего судна они разыскивают родственников членов экипажа, а затем на корпусе подлодки устанавливают мемориальные таблички, чтобы увековечить память погибших моряков и офицеров. Во время одного из таких погружений и был обнаружен "Лефорт".

"Корабль мы нашли случайно, вместо искомой подлодки Щ-320, но трёхмачтовое трёхпалубное линейное судно узнали сразу. Таких было построено всего восемь, и долгие годы "Лефорт" был легендой – никто не знал, как и почему он погиб. Найти его не удавалось", – вспоминает Константин Богданов.

Линейный корабль "Лефорт" – отечественное судно, чья гибель была окутана догадками и домыслами. Судно было спущено на воду в 1835 году. Участник многочисленных экспедиций, практических плаваний и морских баталий, в том числе Крымской войны 1853-1856 гг., корабль погубил не вражеский снаряд, а стихия. Он затонул 10 сентября 1857 года в водах Финского залива во время перехода на зимовку из Ревеля (ныне Таллин) в Кронштадт. Шквалистый ветер перевернул судно на левый бок, после чего корабль опрокинулся и исчез под водой. В этой трагедии не спасся никто – жертвой крушения "Лефорта" стали 826 человек: командир корабля, офицеры, матросы, женщины и дети. Катастрофа, которую И.К. Айвазовский отразил на картине "Гибель "Лефорта", оставила рубец на сердце целого поколения – морского сословия, родственников погибших, их соотечественников. Это происшествие занимает девятое место в списке самых масштабных кораблекрушений в истории человечества, произошедших в мирное время.

Поиски истинной причины гибели судна порождали споры. Согласно материалам следственной комиссии, корабль затонул почти мгновенно. Тем не менее, специалисты выдвигали и другие версии этого трагического события. Среди них – неправильное размещение грузов на борту или недостаточное наполнение бочек с водой. Опросив очевидцев, следственная комиссия так и не смогла прийти к окончательной версии причины произошедшего.

"Гибель корабля "Лефорт" представляет собой одно из тех событий, которые, к счастью, случаются весьма редко, и причины которых, к сожалению, несмотря на всю энергию следователей, остаются неразгаданными", – говорится в заключении по делу затонувшего корабля.

В течение полутора веков место гибели "Лефорта" было неизвестным, а причины катастрофы – неточными. До тех пор, пока 4 мая 2013 года участники экспедиции не обнаружили корабль между островами Гогланд и Большой Тютерс. Исследования, включавшие десятки погружений на глубину до 70 метров, помогли, наконец, определить причины гибели корабля и воссоздать ход тех событий.

"Мы обнаружили, что на левом борту, в нижнем ярусе на пушечной палубе, есть один открытый пушечный порт и предположили, что если он открылся во время шторма, то через это отверстие должно было поступать около тонны воды в секунду. Это значит, что у корабля, к сожалению, не было никаких шансов", – рассказал Константин Богданов.

Благодаря большой глубине и особенностям вод Финского залива корабль сохранился в прекрасном состоянии. Из видимых повреждений у "Лефорта" – лишь сломанные, видимо, во время гибели мачты и бушприт и частично сорванная рыбацкими сетями декоративная обшивка корпуса корабля.

Когда экспедиционная группа Константина Богданова обнаружила судно, то приняла решение не поднимать "Лефорт" со дна. По словам Константина, корабль был достоин того, чтобы не просто найти его, а сделать доступным для общественности. Так впоследствии возникла идея создать виртуальный музей, в который были включены фото- и видеоматериалы с места последнего пристанища корабля. Это подарило возможность миллионам людей хоть и виртуально, но увидеть легендарное судно.

"Я рад, что при поддержке Русского географического общества, пограничных служб, Министерства обороны и лично депутата Госдумы Николая Ковалёва осуществление проекта стало возможным, и "Лефорт" смогла увидеть публика. Не будь этого музея, это удалось бы только единицам – судно лежит на глубине 70 метров, на расстоянии 180 километров от Санкт-Петербурга. Температура воды в этих местах равна двум градусам по Цельсию, а вокруг – полнейшая темнота", – отмечает Константин.

За успехи экспедиции "Лефорт" в 2014 году Константин Богданов стал обладателем Премии РГО. Церемония вручения Премии состоялась 9 декабря 2016 года в Государственном Кремлевском дворце. Константин получил награду из рук председателя Попечительского Совета РГО, Президента РФ Владимира Путина. Президент подчеркнул, что Богданов и его команда делают очень значимую работу.

Премия Русского географического общества – награда в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России. Она вручается один раз в два года за проекты и достижения, успешно воплощённые в жизнь – научные исследования, выдающиеся экспедиции, новаторские идеи в области образования и просвещения, научно-популярные фильмы. Впервые Премия вручалась в 2014 году.