Валдис Пельш: "Расскажите, как картофелиной сбить вражеский бомбардировщик"

Валдис Пельш: "Расскажите, как картофелиной сбить вражеский бомбардировщик" Валдис Пельш: "Расскажите, как картофелиной сбить вражеский бомбардировщик"

Валдис Пельш, пожалуй, самый известный член жюри конкурса "Лучший гид России". Популярный шоумен, автор увлекательных документальных фильмов об интереснейших местах планеты, путешественник с большим стажем, наконец, член Русского географического общества. Мы решили узнать, чем он руководствуется в оценке работ участников конкурса, а заодно попросили дать несколько советов тем, кто решит принять в нём участие нынешней осенью.

Валдис, чем, на ваш взгляд, хорош конкурс "Лучший гид России"?

— Тем, что в нём есть живой смысл. В нашей стране существует много конкурсов, которые проходят, скажем так, по инерции. Просто потому, что, например, 20 лет назад его придумали, тогда он был хорош, нужен и успешен, а сейчас его жаль бросать. Или ещё проще — есть некий бюджет, который можно освоить. А "Лучший гид России" — это реальные истории людей, которые любят свои родные места, или увлечения, о которых хочется рассказать. Города и регионы России, ремёсла и местная флора или фауна — всё что угодно. Главное — люди рассказывают о том богатстве, которое они видят рядом с собой, и весьма обоснованно считают, что это интересно и другим. Такие рассказы и составляют основную ценность конкурса.

Были работы, которые вы смотрели с особенным интересом?

— Я никогда не забуду "гида по грибам" Дмитрия Тихомирова, ставшего победителем в номинации "Проводник" в 2018 году. Посмотрел его видео — и тут же захотелось поехать в лес, на тихую охоту. Мне понравилась Анна Пивоварова из Ростова-на-Дону, в том же году она стала лучшей в номинации "Гид-любитель". Девушка сделала свою экскурсию в стиле рэп. Некоторые члены жюри высказывали скепсис по поводу рэпа — дескать, это такое приземлённое, "низкое" искусство. Но вслушиваясь, понимаешь, что Анна — просто поэт в сравнении с Моргенштерном и Ольгой Бузовой. Причём это было сделано не на коленке, там была идея, оригинальное видение. Мы понимаем, что человек потрудился, создавая тексты. А главное — сделано искренне. Хорошо получилось.

На что вы как член жюри в первую очередь обращаете внимание на искренность и оригинальность или на содержание и техническую составляющую?

— На всё. Ролик, который присылается на конкурс, — это маленькая передача. В ней должно сойтись очень многое. Тема, ведущие, текст, музыка, режим съёмки, монтаж и прочее. Вплоть до того, каким шрифтом пишутся титры. Когда это слепилось, всё — We are the champions, my friends!

Мы прекрасно понимаем, что у многих из всей аппаратуры есть лишь мобильный телефон под рукой. Звук, конечно, там будет не самый лучший, монтаж — линейный и т.д. Хотя новейшие смартфоны позволяют делать серьёзные работы. Но мы не вправе требовать, чтобы у человека был айфон последней модели. Если мы видим, что участник конкурса сделал всё что мог, то на какие-то огрехи закрываем глаза. Но всё равно надо стараться сделать по максимуму. Если вы воспринимаете конкурс как стоящее действо и, возможно, некую веху в своей жизни, то выложитесь на 100, а лучше на 157 процентов!

На конкурс приходят работы со всей страны. А есть какие-то места в России, куда бы вы сами хотели поехать, чтобы снять сюжет или даже фильм?

— Таких мест — выше крыши. Земля Франца-Иосифа, архипелаг с богатейшей историей и с интереснейшей географией, обитателями, с потрясающей энергетикой. Там чудесные ландшафты, очень красивые, отчасти даже космические. Магаданская область, Чукотка, Командорские острова. Можно перечислять долго…

Земля Франца-Иосифа. Фото: Леонид Круглов

Земля Франца-Иосифа. Фото: Леонид Круглов

В этом и прелесть России — вы обладаете возможностью выбирать из большого количества потрясающих, удивительных мест. То же плато Путорана. Там сложно снимать, и я хочу это сделать. Если не ошибаюсь, по площади оно сопоставимо с территорией Англии. И мало кто знает, где это. Спрашиваешь: "Где плато Путорана?" Процентов 25 отвечают, что в Южной Америке. Другие говорят, что в Китае. Только примерно пять процентов реально знает, что это в России, к юго-востоку от Норильска. И вот что я думаю: есть китаисты, есть арабисты — должна появиться большая когорта русистов. Россию можно открывать бесконечно.

Самый памятный эпизод во время съёмок?

— Он поучительный и весёлый. Мы снимали эпизод для фильма "Люди, сделавшие нашу Землю круглой" (четырёхсерийный документальный фильм Валдиса Пельша, повествующий о зарождении дальней авиации и истории советских трансполярных перелётов в 1930-х годах. — Прим. ред.), когда в полёте на проверочном самолёте АНТ-25 не вышла стойка шасси. Тогда инженер Евгений Стоман, высунувшись из пробитой обшивки крыла по пояс, фиксировал ломиком канаты, которые держали стойку шасси. Он был без страховки, и довольно легко можно было вывалиться. И вот мы как бы реконструировали этот эпизод. Я — единственный из всей съёмочной группы сертифицированный парашютист — на себе показывал, что бы могло произойти: якобы случайно вываливался из самолёта. Очень выразительно вывалился — с тремя поворотами в разных плоскостях. Моя камера всё время ловила самолёт, в то время как я красиво вращался. И в какой-то момент меня пронзает мысль: "Я молодец, но камеру-то не включил!"

Проблема была небольшая — пойти на следующий взлёт и "перепрыгнуть" этот эпизод. Но ведь в жизни может произойти что-то, что ты уже не сможешь переснять…

Студия на Эвересте. Фото: wikipedia.org

Студия на Эвересте. Фото: wikipedia.org

Вы много где побывали, многое видели. А что дают путешествия человеку?

— Было бы обидно прожить на планете Земля, описывая круги вокруг своей зоны обитания. Хотя, смею вас уверить, я знаю огромное количество людей, которые счастливы там, где живут. Вот они вышли из дома и пошли в свой лес, поплыли по своей реке, отправились в поход по своей земле.

А я люблю путешествовать, открывать что-то новое. Мне просто повезло, потому что у меня есть такая возможность. Земля очень большая, и было бы досадно не увидеть 10-й или даже 15-й части суши. Путешествие обогащает тебя и делает в чём-то лучше. Замечательный артист Лёша Макаров, участник съёмок нашего фильма "Большой белый танец", хорошо сказал: "Спасибо тебе большое, белая акула, за то, что дала мне возможность что-то узнать про себя".

Сейчас очень много программ и на традиционном телевидении, и в YouTube, где люди рассказывают о своих путешествиях. Что лично вам нравится, а что нет?

— Есть люди, которые больше всего остального, что есть и происходит вокруг, ценят себя в кадре. Честно говоря, когда я смотрю такой сюжет, мне становится скучно. Есть люди, которые стараются поразить зрителя своей осведомлённостью, своей смелостью и готовностью ввязываться в любые события. Но это не одно и то же, что приехать на побережье Антарктиды, погулять по берегу, снять пингвина, выпить с полярниками (кстати, очень весело выпивать с полярниками), записать несколько подводок и улететь. Мне кажется, если уж рассказывать про материк, то надо идти дорогой первооткрывателей — Шеклтона, Скотта, Амундсена. Влезть в их шкуру. По крайней мере, я ближе к таким людям, которые примеряют всё на себя. Тогда и то, что ты чувствуешь и о чём рассказываешь, будет соответствовать тому, что ты показываешь людям.

Дайте, пожалуйста, совет участникам конкурса "Лучший гид России". Как быть, когда хочется рассказать о многом, а формат ограничен двумя минутами?

— Надо понять, что будет локомотивом вашего рассказа. Когда мы снимали фильм "Люди, сделавшие Землю круглой", я сомневался, насколько будет интересно то, что получится. Долго искал проверочный вопрос, который цепляет. И нашёл его. Ксения Собчак спросила: "Ты какое-то там кино снимаешь? Про каких-то лётчиков, перелёты?" Я в ответ спросил: "Ксюша, как ты думаешь, сколько часов летел экипаж Чкалова по беспосадочному маршруту Москва — Ванкувер в 1937 году?" Она предположила: "Часов 15, наверное". А на самом деле — 63 часа! И далее ты рассказываешь, что это была негерметичная, плохо отапливаемая кабина. Очень тесная — по 20 сантиметров от тебя вправо и влево… И человек становится слушателем. Надо найти какую-то деталь, которая выведет вашего собеседника из состояния комфорта и он захочет узнать, что было дальше.

Созерцая мир вокруг. Фото: Андрей Кровлин, участник конкурса РГО

Созерцая мир вокруг. Фото: Андрей Кровлин, участник конкурса РГО "Самая красивая страна"

Участники конкурса рассказывают не об экзотических странах, а о местах, в которых живут. Как увидеть интересное в повседневном? И как это лучше преподать?

— Очень просто. Нужно дать понять вашему зрителю одну простую мысль. То, о чём будете рассказывать, вы знаете в десять раз лучше, чем кто-либо другой. Вспоминаю свой разговор с участником трёхкратного восхождения на Эверест Иваном Трофимовичем Душариным. Вообще-то я считаю себя человеком достаточно эрудированным. Но когда позвонил ему и стал излагать идею своего фильма, он просто захохотал. И вспомнил историю со знаменитым биологом Кювье. Составители французской энциклопедии спросили у него, правильно ли они дали определение слову "рак": небольшая красная рыба, которая ходит задом наперед. Кювье ответил: "Великолепно, но есть несколько поправок. Рак не рыба, он не красный и не ходит задом наперед. А в остальном всё верно". Примерно так же ответил мне Иван Трофимович на мои представления об Эвересте. Я понял, что на самом деле они близки к истине лишь на пять процентов.

Когда вы рассказываете о вещах вроде бы известных, дайте понять, что вы знаете о предмете намного больше, чем другие. Сразу расставьте точки над i. Например: "Я знаю о картошке всё! Даже как сбить картофелиной вражеский бомбардировщик, летящий на высоте пять километров". Всё — публика ваша. Правда, желательно, чтобы вы действительно знали, как это сделать…

Мария Коваленко

Айвар Валеев

 

Документальные фильмы и проекты о географии Валдиса Пельша

"Люди, сделавшие Землю круглой" (2015)

"Путешествие к центру Земли" (2016)

"Ген высоты, или Как пройти на Эверест" (2017)

"Полярное братство" (2018)

"Большой белый танец" (2019)

"Антарктида. Хождение за три полюса" (2020)