Дом в виде лодки, каша из пальмы и рыбалка в поле: отправляемся в этнопутешествия с РГО в Индонезию

Дом в виде лодки, каша из пальмы и рыбалка в поле: отправляемся в этнопутешествия с РГО в Индонезию Дом в виде лодки, каша из пальмы и рыбалка в поле: отправляемся в этнопутешествия с РГО в Индонезию
Земля Тораджа на острове Сулавеси. Фото: Fadhil Abhimantra / unsplash.com

Земля Тораджа на острове Сулавеси. Фото: Fadhil Abhimantra / unsplash.com

Ему только исполнилось 24, когда под парусами военного корвета «Витязь» он отплыл из Кронштадта к неизведанным островам Океании. В Россию он вернется только через 12 лет, а еще год спустя уедет обратно. За это время молодой ученый посетит Новую Гвинею, Индонезию, Гонконг и Сингапур, Австралию и берега Меланезии. Он стал первым европейцем, ступившим на полные опасностей земли на просторах Тихого океана, а побережье, на котором он провел несколько лет, было названо в его честь Берегом Маклая.

Берег Маклая: как стать антропологом в XXI веке

Русский ученый из Новгородской губернии Николай Миклухо-Маклай сумел завоевать расположение воинственно настроенного племени туземцев. Жестоко страдая от непривычных для северного человека тропических условий, он напряженно работал: изучал растения и животных, собирал метеосводки, постигал географические особенности и, конечно же, быт и культуру окружавших его людей. 

Свои дома племя короваев строят на вершине дерева баньян, на высоте 15-20 м. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Свои дома племя короваев строят на вершине дерева баньян, на высоте 15-20 м. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Уникальность исследовательского гения Миклухо-Маклая в том, что результатами его трудов могут пользоваться ученые самых разных направлений: географы, биологи, картографы, лингвисты, историки.

Как же выглядит антропология сегодня, в XXI веке, когда все белые пятна на карте, казалось бы, исчезли, все племена и культуры изучены, а романтика эпохи парусов почти что канула в Лету? На самом деле исследовательское направление никуда не исчезло — оно адаптировалось к вызовам современного мира, присоединив к себе также социологию, экологию, идею устойчивого развития и сохранение культурной идентичности.

Последнее — пожалуй, наиболее актуальный в наши дни предмет внимания. Одним из ключевых направлений антропологии остается изучение культурного разнообразия, но теперь с акцентом на глобализацию, миграцию, цифровизацию и нейронауки. Ученые исследуют, как технологии меняют социальные взаимодействия, права коренных народов и их адаптацию к новым реалиям.

Русское географическое общество организует серию этнографических путешествий к островам Океании — туда, где полтора столетия назад еще процветала культура неолита. На всех маршрутах туристов сопровождают ученые — профессиональные антропологи, которые вместе с путешественниками будут проводить свои исследования. Участники программ смогут приобщиться к антропологической «кухне», научиться работать в поле и собирать материалы как настоящие этнографы: вести дневники, делать зарисовки, записывать истории из первых уст. А по возвращении все участники экспедиции смогут поделиться результатами своего исследования в Штаб-квартире РГО в Санкт-Петербурге, как это делали когда-то легендарные первооткрыватели.

Первый маршрут «Ямал + Папуа: совместная этнографическая экспедиция к "идеальным" кочевникам севера (ненцы) и юга (короваи)» — смелый эксперимент в духе исследований Николая Миклухо-Маклая. В фокусе внимания — антропологическое сравнение двух культур кочевых племен, их социального устройства, традиций, религии и ритуалов. Участники программы вместе с экспертом Центра социальных исследований Севера Европейского университета в Санкт-Петербурге и специалистом отдела Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН отправляются сначала на Ямал, в гости к ненецким оленеводам, а следом — в джунгли индонезийской провинции Папуа, к охотникам-короваям. 

Путешествие стартует уже 23 марта, однако еще есть возможность присоединиться. Кстати, в социальных сетях РГО прямо сейчас проходит конкурс с интересными вопросами по Индонезии — можно проверить свои силы и выиграть ценные призы.

Второй маршрут — «Научное путешествие с РГО по следам Николая Миклухо-Маклая в Индонезии и Сингапуре» — целиком посвящен истории исследований великого ученого. Научный контекст этой программы выстроен вокруг этноботаники и морской биологии, ведь, как известно, Миклухо-Маклай свой путь начинал именно как биолог. Этнографическая часть путешествия будет посвящена культуре народа тораджи с острова Сулавеси. Это один из коренных этносов Индонезии, сохранивший многие архаические черты, свойственные древнему населению островной Юго-Восточной Азии. Во времена Николая Миклухо-Маклая и даже позже, в ХХ веке, они сохраняли практику охоты за головами, следы которой в наше время обнаруживаются в обрядовых комплексах, мегалитических сооружениях, женских ритуальных сказаниях.

В этом путешествии туристов будет сопровождать кандидат исторических наук, заведующая Отделом этнографии Австралии, Океании и Индонезии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, основатель и ответственный редактор серии «Маклаевский сборник» Мария Станюкович. 

Рассказываем, какие открытия вы сможете совершить.

«Видеть все собственными глазами»

Метод наблюдения — самый главный инструмент работы этнографа в полевых условиях. Трудности перевода, адаптации, а иногда и культурный контекст мешают исследователю непредвзято фиксировать полученный материал. «Единственный путь — видеть все своими глазами», — писал в своих дневниках Миклухо-Маклай, избрав данный метод в качестве девиза всей своей работы. Даже те из туземцев, которые открыто хотели помочь ученому (хоть и не понимали зачем), часто не могли понятно объяснить смысл того или иного обычая, а некоторые и вовсе его не знали.

Вплоть до 1970-х годов короваи не были осведомлены о существовании каких-либо народов помимо них самих. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Вплоть до 1970-х годов короваи не были осведомлены о существовании каких-либо народов помимо них самих. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Первые контакты с коровайскими кланами на острове Папуа начались только в конце 1970-х — на исконные территории племен начали прибывать христианские миссионеры. Длительную изолированность от внешнего мира обеспечивала плотная растительность заболоченных джунглей — короваи и не подозревали, что живут на территории Индонезии. К тому же их социальное устройство и особенности расселения не способствовали коммуникации между соседними клановыми территориями. За врагов они считали не только иноземцев, но и выходцев из отдаленных племен, а свои границы тщательно охраняли.

Новые технологии сюда проникали очень долго и тяжело, да и то только в некоторых сферах, заметно облегчающих жизнь. Способы ведения хозяйства и оборудование здесь остаются неизменными просто потому, что их нечем заменить — нет аналогов среди фабричного производства. Отдельная часть территории отводится для жизни предков, которые обитают в невидимом мире: вход сюда возможен только хозяевам территории, да и то нужен целый ряд предосторожностей — встреча с предками может быть опасна. Но именно эти территории и формируют идентичность короваев.

Центром клановой территории обычно становится дом, где живет вся семья. Жилище свое короваи ставят на деревьях, на высоте 15–20 м — так можно защитить себя и близких от внезапной встречи с дикими зверями, злыми духами или воинственными соседями. Однако, к сожалению, срок службы такой постройки не больше года: природные материалы из-за агрессивного климата быстро ветшают, и жить в доме на высоте становится попросту опасно. Племя переходит на новую территорию, возводит новый дом с нуля, а старожилы часто измеряют свою жизнь не годами, а домами.

Традиционное жилище короваев. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Традиционное жилище короваев. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Кочевой образ жизни короваи ведут еще и для добычи пропитания: основу рациона племени составляет крахмал саговой пальмы, который добывается из коры и ствола дерева. Когда в одном месте пальмы заканчиваются, короваи переходят на новое. Из саго готовятся хлеб и каши — из одного дерева можно получить до 150 кг муки. Листья и древесные волокна идут на изготовление одежды, толстые ветви — для строительства лестниц и самого дома. 

Во время путешествия мы сможем не только пожить в гостях у короваев, заночевать в доме на дереве и попробовать местную пищу, но и наблюдать своими глазами за самыми разными обычаями и ритуалами из жизни племени.

Процесс

Процесс "разделки" саговой пальмы. Фото: MZUNGU EXPEDITIONS

Зарисовки островной жизни

На юго-западе и в горных районах острова Сулавеси проживают тораджи — коренные жители Индонезии, в переводе — «люди возвышенности». В отличие от охотников и кочевников короваев, тораджи занимаются земледелием, однако мировую известность получили благодаря своим необычным похоронным ритуалам. Смерть здесь — одно из важнейших событий, наряду со свадьбой или рождением ребенка. Помимо сложных церемоний и дорогостоящих процессий, тораджи часто держат тела умерших близких прямо в своем доме. Так упокоенные члены семьи могут быть возвращены в семью на случай большого праздника или торжества.

Подобным традициям сотни лет. Здесь анимистические верования стирают границу между мирами, переселяя мертвых в мир живых. Со дня смерти человека и до момента, как его похоронят, обычно проходит несколько месяцев. Все это время родственники покойных ухаживают за ним как за тяжелобольным: регулярно моют, переодевают, приносят еду и предметы туалета. Тело бальзамируют, и в помещении всегда горит свет, если за окном темно. Когда приходит время, покойного хоронят в родовом склепе или в горах, прорубая могилу-нишу прямо в толще известняка.

Кладбище тораджа в скальном районе. Фото: Fadhil Abhimantra / unsplash.com

Кладбище тораджа в скальном районе. Фото: Fadhil Abhimantra / unsplash.com

Не менее увлекательны и поселения тораджи — живут они в деревянных домах на сваях, причем крыши таких построек двускатные и имеют форму индонезийской лодки. Такие традиционные родовые дома называются тонгконан — буквально означает место, где встречаются члены семьи. Фасады обычно богато украшаются резьбой и цветным декором с аутентичной символикой. Все это делает подобные постройки не просто жильем, а центрами родовой идентичности, символом (центральным местом) семейного микрокосма тораджей. Внутри дом выглядит совсем иначе, чем снаружи: темные и узкие помещения предназначены для сна, хранения вещей и защиты, ведь большая часть повседневной жизни тораджей проходит снаружи.

Местные жители до сих пор живут сельским хозяйством: рис они выращивают на террасных полях на склонах гор, для употребления в пищу и церемониальных жертвоприношений разводят буйволов. С середины XIX века здесь начали основывать кофейные плантации — кофе тораджа быстро завоевал свое место на рынке. Еще одно интересное занятие — рыбоводство на заливных полях. Рыбу разводят прямо на рисовых террасах. Мальков запускают в посевные участки на несколько дней — подрастая, они съедают всех паразитов, защищая культуры и увеличивая будущий урожай. А после подросших особей фермеры ловят практически руками.

Дома с крышами в форме лодок. Фото: Heru Haryanto / unsplash.com

Дома с крышами в форме лодок. Фото: Heru Haryanto / unsplash.com

Участники экспедиционных путешествий в Индонезию вместе с РГО смогут не просто примерить роль социального антрополога, но и провести собственное исследование вместе с учеными. Уникальные технологии, традиции, обрядовая культура питания, декоративно-прикладное искусство и промыслы, находящиеся на грани исчезновения, требуют изучения и сохранения для истории.

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Проекты РГО
28 февраля 2025
Создать новый опыт: РГО приняло участие в научно-практической конференции по экотуризму
Эксперты презентовали кейсы с включением гражданской науки
Подробнее
21 февраля 2025
Путешествия во времени: как проходят экскурсии в Штаб-квартирах РГО
Подробнее
28 декабря 2024
Гулять на новогодних: зовем пройтись по маршрутам «Пешком вокруг Штаб-квартир РГО»
Проект разработан в партнерстве с сообществом путешественников TravelAsk
Подробнее
24 декабря 2024
В РГО презентовали Индекс туристической привлекательности регионов
В лидеры вышли Москва и Краснодарский край
Подробнее
17 декабря 2024
От авиации к звездам: три научно-популярных проекта вышли в финал «Мастеров гостеприимства»
Подробнее
16 декабря 2024
РГО приняло участие в форуме студенческих экспедиций «Открываем Россию заново»
На мероприятии подвели итоги 2024 года
Подробнее
13 декабря 2024
РГО приняло участие в туристической премии Russian Traveler Awards 2024
На конкурс было подано более 500 заявок
Подробнее
05 декабря 2024
Научная Камчатка: РГО представляет экспедиционные путешествия в Кроноцкий заповедник
На выбор доступны зимний и летний варианты программы
Подробнее
Показать еще Загрузка