Чему учили выдающиеся путешественники: празднуем День знаний с великими

Чему учили выдающиеся путешественники: празднуем День знаний с великими Чему учили выдающиеся путешественники: празднуем День знаний с великими
Л.С. Берг. Май 1934 года. Фото: Научный архив РГО

Л.С. Берг. Май 1934 года. Фото: Научный архив РГО

Мы знаем об их открытиях, кругосветках, опасностях, что их подстерегали. Об их открытиях и свершениях. А между тем многие из них были еще и талантливыми педагогами, которых нежно любили ученики. В первый день нового учебного года предлагаем взглянуть на некоторых из знаменитых первопроходцев с неожиданной стороны.

Иван Крузенштерн

Этот известный капитан возглавлял первое российское плавание вокруг света. А кроме того, с 1827 года был директором Морского кадетского корпуса. Сам Крузенштерн был не в восторге от обучения в этом заведении и даже заявлял, что «ничто, кроме крайности, может заставить решиться отдать своих детей». Поэтому, когда ему представилась возможность, с жаром взялся за исправление ситуации.

Крузенштерн добавил в программу новые предметы, занялся расширением библиотеки, организовал для гардемаринов практические учебные плавания между Петербургом и Кронштадтом под руководством опытных моряков. А для самых способных учеников учредил особый офицерский класс, где свежеиспеченные мичманы еще три года штудировали математику, тактику, астрономию, физику и прочие науки, напрямую связанные с морским делом. После этого они должны были пройти определенное испытание и становились лейтенантами с незаурядным научным образованием.

Коридоры Морского кадетского корпуса. Фото слева: https://ru.wikipedia.org. Иван Крузенштерн. Фото справа: Научный архив РГО

Коридоры Морского кадетского корпуса. Фото слева: https://ru.wikipedia.org. Иван Крузенштерн. Фото справа: Научный архив РГО

«Ласковая строгость, с которою Крузенштерн относился к своим начальническим обязанностям, производила неизмеримо благотворное впечатление на молодые чувства воспитанников, которые под его руководством переходили от детского к юношескому возрасту, но еще благотворнее влияло на молодых людей его личное безупречное благородство, проявление которого они могли видеть в ежедневных его к ним отношениях. У него, который на корабле своем умел держать подчиненных в примернейшей дисциплине, не прибегая к строгостям, признаваемым во многих флотах неизбежными, который постоянно доброжелательно заботился и о тех матросах, которые прикомандировывались к корпусу, — научались воспитанники обращаться с подчиненными снисходительно и без насильственных действий заставлять их исполнять свои обязанности».

«Адмирал И. Ф. Крузенштерн, первый русский плаватель вокруг света (очерк)», 1873 год

Константин Арсеньев

Географ, статистик, академик Петербургской академии наук и один из отцов-основателей Русского географического общества не только стал основоположником статистики в России. Он также преподавал в Петербургском университете и Главном инженерном училище, был профессором в школе гвардейских прапорщиков. На основе авторских курсов выпустил несколько учебных пособий по географии и статистике. А написанный им в 1818 году учебник «Краткая всеобщая география» на протяжении 30 лет был базовым пособием по этому предмету, выдержав 20 переизданий.

Мало того, в 1828–1837 годах Арсеньев стал преподавателем цесаревича, будущего императора Александра II, которого обучал статистике, географии и истории. Свои лекции он строил, опираясь на архивные материалы. Образование наследника традиционно должно было завершиться путешествием по России. Маршрут для него разработал тоже Арсеньев, подготовив попутно подробный указатель всех достопримечательностей, которые предполагалось встретить по пути. В путешествии он сопровождал цесаревича вместе с Василием Жуковским.

Арсеньев среди учредителей Русского географического общества (четвертый по центру). Фото: Научный архив РГО

Арсеньев среди учредителей Русского географического общества (четвертый по центру). Фото: Научный архив РГО

Николай Пржевальский

Имя этого первопроходца, объездившего всю Центральную Азию, уже стало практически нарицательным. Мало кто знает, что на заре своей карьеры он блестяще проявил себя на педагогическом поприще. Готовясь к путешествию, Пржевальский жадно читал все, что только мог найти об Азии. Рассудив, что наиболее обширные библиотеки находятся при образовательных центрах, он ходатайствовал о том, чтобы получить место преподавателя в только что открытом юнкерском училище в Варшаве. Его просьбу удовлетворили, и в 1864 году он начал работать взводным офицером и преподавателем истории и географии.

Пржевальский с товарищами. Фото: Научный архив РГО

Пржевальский с товарищами. Фото: Научный архив РГО

«Всегда веселый и шутливый, он привлекал к себе внимание и был одинаково любим как товарищами, так и юнкерами. Последние его боготворили за то, что он всегда внимательно и любовно относился к ним и их трудам. В течение короткого пребывания в училище Николай Михайлович успел сформировать прекрасную библиотеку и внимательно руководил чтением юнкеров. Он смотрел на них как на своих детей, применялся к их возрасту, подготовке и стремился к их развитию. Исполняя должность делопроизводителя, заведуя библиотекой и читая лекции по двум предметам, Николай Михайлович был в училище почти постоянно: его можно было видеть там ежедневно, и утром, и вечером».

Николай Дубровин «Николай Михайлович Пржевальский: биографический очерк»

Пржевальский был на редкость справедлив, при необходимости не стеснялся поставить кол или даже нуль и тем юнкерам, которых искренне любил. Временами приглашал учеников к себе домой, где щедро угощал разносолами, вел беседы о географии и истории и разрешал пользоваться своей библиотекой. А еще он был блестящим лектором, который буквально заражал подопечных жаждой знаний.

«Говорил он громко, ясно и увлекал юнкеров цитированием на память обширных выдержек из самых блестящих представителей науки. Делал это он не с целью блеснуть своею памятью или красноречием, а для того, чтобы вызвать у своих учеников охоту к изучению предмета, так сказать, подогреть их и направить к самостоятельной работе».

Николай Дубровин «Николай Михайлович Пржевальский: биографический очерк»

Немудрено, что многие из его бывших учеников в итоге поступали в высшие учебные заведения «на естественный факультет в университет или в земледельческую академию и проч.».

Лев Берг

Работы этого географа широчайшего профиля были удостоены Константиновской медали РГО и множества других наград. Его называют отцом ландшафтоведения и создателем современной физической географии, он написал невероятное количество научных статей и совершил множество открытий. С 1940 года и до последних дней был бессменным президентом Географического общества. И конечно же, такой человек просто не мог не делиться своими знаниями с подрастающим поколением.

С 1910 по 1913 год он работал в Императорском Санкт-Петербургском университете, в 1913–1914 годах был профессором ихтиологии и гидрологии в Московском сельскохозяйственном институте. В 1915 году Дмитрий Анучин надеялся передать ему кафедру географии в Московском университете, Петр Кротов делал все возможное, чтобы привлечь его к работе в Казанском, Николай Андрусов старался устроить в Киевский, но все эти попытки натыкались на противодействие администрации. Однако педагогическая деятельность не отпускала блестящего ученого.

Л.С. Берг. Фото: Научный архив РГО

Л.С. Берг. Фото: Научный архив РГО

«Незадолго до Октябрьской революции декретом Временного правительства был основан первый в России Географический институт. В числе организаторов и профессоров этого института — мой отец. Институт помещался на углу Английского проспекта и набережной реки Мойки, во дворце великого князя Алексея Александровича. Князь благополучно сбежал в первые дни революции за границу, а его дворец, построенный в мавританском стиле, с флигелями, конюшнями и парком, стал достоянием Географического института. Флигели дворца, где жили придворные и челядь князя, стали жильем для студентов — лучшие помещения были предоставлены им, а что похуже, досталось преподавателям и служащим института».

Из воспоминаний Раисы Берг

В 1917 году Лев Берг стал профессором кафедры физической географии Петроградского государственного университета. Параллельно с 1918 года он также работал профессором географии в Географическом институте в Петрограде (Ленинграде), а с 1922 по 1934 год заведовал отделом прикладной ихтиологии Института опытной агрономии.

Владимир Обручев

Он проводил изыскания для строительства Закаспийской железной дороги и Транссиба, собрал целую коллекцию медалей РГО и прославился своими романами «Плутония» и «Земля Санникова». И на протяжении всей жизни не расставался с преподаванием: с 1901 по 1912 год работал в Томском технологическом институте, стал первым деканом горного отделения этого вуза. С 1912 по 1921 год был профессором Таврического университета в Симферополе, а с 1921 по 1929 год — профессором на кафедре прикладной геологии во вновь организованной Московской горной академии, где также с 1922 года служил членом правления по учебной части.

Владимир Обручев, автор «Земли Санникова». Фото слева: Научный архив РГО. Фото справа: https://ru.wikipedia.org

Владимир Обручев, автор «Земли Санникова». Фото слева: Научный архив РГО. Фото справа: https://ru.wikipedia.org

«Лекции его были интересны, но суховаты и, пожалуй, пересыщены фактами. Однако из этой горы фактов постепенно появлялись обобщения, сразу привлекавшие внимание. <…> На экране в изобилии проходили перед нами геологические карты, разрезы, зарисовки естественных выходов горных пород на поверхность, шахтных забоев, раскрашенные самим Владимиром Афанасьевичем, или же его великолепные фотографии пейзажей Сибири, Монголии, Китая, Средней Азии и различных стран Западной Европы. <…> На экзаменах Владимир Афанасьевич был терпелив, немногословен и довольно снисходителен. К нему на экзамен было как-то неловко идти, не зная предмета достаточно хорошо, не хотелось отнимать время у этого подлинного труженика науки».

Евгений Павловский «Жизнь и деятельность В. А. Обручева»

История Русского географического общества знакомит нас с великими достижениями прошлого. За любым из них всегда стоит выдающаяся личность. Видимо, опыт собственных открытий делает человека еще и по-настоящему щедрым. Поистине счастливы те, для кого такие люди стали учителями — в науке и в жизни.

Ольга Ладыгина

Читайте также:
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
09 октября 2024
Делал фотографии, писал сказки, рисовал открытки: 10 фактов из жизни Николая Рериха
Подробнее
08 октября 2024
Никаких денег не жалко, или Истинная возлюбленная Александра Сибирякова
Подробнее
24 сентября 2024
Сухопутная экспедиция знаменитого капитана: что нашел Врангель, не найдя Землю Андреева
Подробнее
31 августа 2024
Как «Путешествие из Петербурга в Москву» привело к путешествию из Петербурга в Сибирь
Подробнее
26 июля 2024
«Все пляски происходят от любви»: кому мы обязаны рисункам из кругосветки Крузенштерна
Подробнее
08 июля 2024
Муж да жена — одно дело: судьбы супругов-первооткрывателей
Подробнее
07 февраля 2024
Однодворцы – лапотные дворяне
Обзорная лекция этнографа и фольклориста Натальи Скавытиной
Подробнее
27 декабря 2023
Из революционеров в ученые: как ссылка сделала Дмитрия Клеменца страстным исследователем
Подробнее
Показать еще Загрузка